21-11-2013

Историко-литературная гостиная «Диалог» комплексного отдела художественной литературы НОЮБ приняла первых гостей весной 2012 года. Работа гостиной строится на традиционном обсуждении разнообразной художественной литературы, отбор которой определяется интересами молодёжи. Само обсуждение проходит в три этапа:

  1. Знакомство с сюжетом, выявление специфики образной системы произведения и языка автора. Если ребята не читали какое-либо произведение, то они имеют возможность ознакомиться с ним, используя фонды отдела, или же ведущий организует комментированное чтение, обращая внимание на детали, могущие ускользнуть от взора читателя. Здесь может применяться техника словесного рисования. [Бусова, 2009:31]
  2. Обсуждение культурно-исторического фона, на базе которого создавалось произведение. Здесь ведущий (а им может быть любой из участников заседания) знакомит слушателей с основами специальных знаний, необходимых для понимания произведения, например, основами естественных наук, если обсуждается фантастика, особенностями конкретной культуры, если речь идёт об историческом или фэнтезийном произведении. На данном этапе могут привлекаться ресурсы отраслевых залов и приглашённые специалисты.
  3. Сравнение степени соответствия художественного произведения и реального культурно-исторического фона и выявление причин расхождений. При этом участники обсуждения могут воплотить собственное понимание и приобретённые знания в авторских работах самого разного порядка (рисунки, стихи, очерки), которые в дальнейшем могут использоваться для создания выставок, методических рекомендаций или библиографических очерков.

Летом 2012 года члены клуба начали путешествие с истоков цивилизации – Древнего Междуречья, с которым знакомились по книге В. Пелевина «Поколение "П"», потом отправились в Египет Эпохи Древнего Царства, мировоззрение которого, как в зеркале, отразилось в романе С. Лема «Солярис», и так постепенно добрались до Европы. В этом подходе есть масса преимуществ. Например, когда была объявлена тема «Вместе с С. Лемом - в Древний Египет», даже читавших книгу удивила связь романа польского писателя-фантаста с землёй фараонов. Удивление, вызванное необычным ракурсом беседы, уже рождает интерес к книге и способствует концентрации внимания, ведь люди, близкие к художественной литературе, часто не проявляют должного любопытства к архаическому мировоззрению и, тем более, к изучению древних языков и естественнонаучных дисциплин, а потому не видят в книгах самого главного.

Что касается С. Лема, то разговор о его произведении продолжался в течение нескольких заседаний. Мы познакомились с передовыми работами по египтологии и выяснили, что известный отечественный египтолог А.О. Большаков даже ссылается на «Солярис» в своей монографии «Человек и его двойник». Обратившись к последней главе «Проблема двойника: учёные и поэты», он пишет: «Основанная на универсальности человеческой психики близость давно умерших представлений и образов современной литературы и искусства не только приближает нас к древнему египтянину, но и позволяет нам лучше понять самих себя, а ведь, в конце концов, именно ради этого и стоит заниматься историей».

Увлечённые темой, ребята познакомились и с биографией знаменитого Шампольона, который расшифровал египетские иероглифы и сделал доступным наследие этого древнего народа. Его биография напоминала скорее увлекательный детектив в духе рассказов о Шерлоке Холмсе, особенно рассказа «Пляшущие человечки», где Холмс раскрывает тайну шифра, пользуясь теми же самыми методами, что и Шампольон. Под руководством ведущего ребята решали простые лингвистические задачки на дешифровку, а один из слушателей подготовил доклад о происхождении шифров. Отчёт об этом заседании (он размещён на сайте библиотеки, а также в литературном блоге) вызвал бурную полемику.

Подобные беседы постепенно меняют отношение посетителей гостиной к науке и серьёзной литературе, как к чему-то скучному и рутинному. Они начинают понимать, что познание мира – увлекательнейшее дело, приносящее не только практическую пользу, но и, ни с чем не сравнимое, ощущение радости бытия. На таких примерах им можно показать, что к реальному миру, к познанию его объективных законов можно идти тремя путями:

  • через науку, которая помогает человеку понять окружающий мир, через философию, которая помогает ему осмыслить полученные знания;
  • и через искусство, которое придаёт всему чисто человеческое измерение, помогает освоить знания, сделать их своими.

С осени членам гостиной был предложен цикл бесед «Клуб литературных героев», где использовалась идея старой советской радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов», увидевшей свет сразу после войны. Для начала каждый из ребят назвал самое любимое произведение, изменившее взгляды на жизнь, а также имя любимого героя, А затем руководитель предложил подумать о том, что бы интересного мог рассказать этот любимый герой из своей области знания. Такой способ организации работы оказался более удачным, поскольку заседания стали автономными по тематике, и опоздавшие, а также новички могли сразу включиться в обсуждение. Кроме того, непринуждённая беседа по книге, во время которой каждый может стать ведущим, способствует развитию навыков социального взаимодействия в молодёжной среде.

Выступление «литературного героя» строится по определённой схеме: сначала выступающий знакомит всех с теми фрагментами книги, где излагаются основы тех или иных знаний; потом этот материал рассматривается в контексте соответствующей науки, называются источники и рекомендуемая литература. Потом задаются вопросы и начинается обсуждение, в процессе которого председатель клуба суммирует точки зрения, корректирует их и дополняет рассказ ведущего научными подробностями, упущенными при подготовке.

Первое заседание вёл «мистер Шерлок Холмс», познакомивший слушателей с основами дедуктивного метода. Они узнали о том, что метод на самом деле является индуктивным (от частного к общему), и что А. Конан-Дойль слегка ошибся. Далее знаменитый сыщик обобщил разбросанные по отдельным рассказам основные положения метода и перечислил формы и ступени логического мышления, попутно познакомив членов клуба с философией Гегеля, заложившего основы диалектики. После выступления другие литературные герои задали «Шерлоку Холмсу» вопросы, а «Евгений Базаров» даже обратил внимание на некоторые нелогичности и шероховатости в выступлении сыщика.

Второе заседание открыл «Остап Ибрагимович Бендер». Он рассказал об основных приёмах манипуляции сознанием и проиллюстрировал их собственными примерами. «Литературные герои» поговорили о человеческой психологии, а председатель предложил им упражнения на логические ошибки. Важно, что обсуждение носило конкретный характер, поскольку «великий комбинатор» порекомендовал слушателям книгу по психологии, манипуляции сознанием и информационным войнам.

Заседания становятся интереснее, если собирается молодёжь разных профессий. Так, среди посетителей гостиной есть студент факультета автоматики и вычислительной техники, профессионально изучающий основы системного мышления, а потому он быстро находит логические ошибки в выступлениях и грамотно их анализирует.

Важно отметить, что даже, если разговор переходит на очень высокий уровень и не всё из сказанного остаётся в памяти, слушатели начинают понимать всю сложность культуры чтения и осмысления самой простой с виду книги. А рекомендации выступающих знакомят присутствующих не только с художественной, но и с отраслевой литературой и дают возможность при желании начать самостоятельный поиск.

По материалам некоторых заседаний делаются выставки и тематические обзоры, готовятся мероприятия. Последнее такое мероприятие «Параллельные миры: миф, литература, реальность» было посвящено проблеме существования параллельных пространств. Вначале шёл обзор древней литературы и мифологии, где описывались миры богов, людей и духов, потом рассматривалась научная фантастика о путешествиях в иные измерения, а далее шёл рассказ о современной физике и теории суперструн, где даётся научное обоснование многомерности нашей вселенной. Мероприятие сопровождалось выставкой художественной и специальной литературы при поддержке отраслевого читального зала.

Радует то, что за десять месяцев существования гостиной количество посетителей выросло с 5 до 18 человек. Заседания посещают как молодёжь, так и люди старшего поколения. В среднем на каждом заседании присутствуют 10-12 человек. Большая часть из них записалась в нашу библиотеку.

Надеемся, что эта информация заинтересует и Вас, а в вашем лице мы найдём новых членов нашей гостиной.

Руководитель историко-литературной гостиной «Диалог»
Е. В. Соснин, главный библиотекарь КОХЛ, кандидат филологических наук.