24-09-2014

29 августа в рамках мастер-класса для молодых библиотекарей прошла деловая игра «В поисках себя: профессиональное самоопределение молодого библиотекаря» за авторством Михаила Костина, вице-президента Гильдии молодых библиотекарей и сотрудника юношеской библиотеки.

Игра делилась на три раунда: в первом раунде четыре «начальника» должны были провести собеседование и выбрать двух «сотрудников» себе «в библиотеку». Здесь оценивалась способность библиотекарей постоять за себя и за свои знания и навыки, умение доказать, что они лучше конкурентов.

Во втором раунде оставшиеся свободными участники пересаживались за другой стол и должны были попытать счастья опять, но на этот раз «начальники» выбирали только одного интервьюера совместно с «сотрудниками». В этом раунде помимо дальнейшей оценки интервьюеров проходила также оценка самих «начальников» – как они умеют работать в команде, слушают ли они своих коллег, как принимаются решения в коллективе – сообща или под давлением авторитета.

Третий раунд стал сюрпризом для всех участников: те, кому не посчастливилось попасть в одну из команд, внезапно назначались «директорами» целой «библиотеки»! И теперь перед ними вставала нелегкая задача – провести сокращение и оставить только одного сотрудника из трех. Основным критерием выбора должна была послужить готовность участников познавать новое и способность к обучению.

На мою долю в этом тренинге выпала роль наблюдателя, и надо признаться, это было действительно очень интересным опытом – видеть, как реагируют люди на искусственно смоделированные ситуации, которые могут происходить и в обычной жизни. Кто-то успешно справлялся, кто-то – не очень, и далее я приведу свои наблюдения за ходом игры.

I раунд.

Как уже было сказано выше, целью первого раунда было презентовать себя «начальнику отдела» так, чтобы тебя приняли на работу. Каждый участник должен был говорить ровно 2 минуты, после чего по сигналу останавливался, и право голоса переходило к следующему.

Не всем первое задание далось легко – многие из участников попросту растерялись и не смогли сходу презентовать себя. Лишь единицы быстро сориентировались и сразу начали рекламировать свои компетенции и личностные качества, необходимые для требуемой должности библиотекаря. Некоторые, перечислив стандартные, заученные фразы, какие можно услышать на каждом втором собеседовании, замолкали, несмотря на то, что оставалась еще как минимум минута времени. Некоторые откровенно терялись, и в их монологах мелькало: «не знаю, этого я не умею, не могу», – участники даже не замечали, как брошенные ненароком слова мигом меняли отношение к ним. Кто-то волновался и тараторил, переключаясь на рассказы из личной жизни, что тоже можно считать серьезной ошибкой – работодателя интересует не это. Кто-то вел агрессивную игру, откровенно принижая других интервьюеров и подчеркивая их недостатки и ошибки. Одна из участниц ответ на вопрос «начальника» «почему вы решили сменить место работы?» начала с жалоб на предыдущего работодателя – такого ни в коем случае не следует делать, хотя бы просто потому, что это некрасиво. К тому же, следует помнить, что работодатель всегда может позвонить на предыдущее место работы и выяснить версию вашего бывшего руководства.

За «начальниками» в игре тоже было интересно наблюдать – кто-то был откровенно пассивен, кто-то быстро сориентировался и начал задавать наводящие вопросы. Были люди, которые вообще не отнеслись к игре серьезно и пустили все на самотек. Не со всеми решениями «начальников» я бы согласилась, однако, опять же, я выступала только в роли наблюдателя. Так или иначе, выбор был сделан – люди были «приняты на работу». Наступил второй этап.

II раунд.

Во втором раунде оставшиеся интервьюеры не просто защищались – на этот раз они выбирали какую-то одну, свою личную компетенцию, и пытались доказать, что она нужна библиотеке. Это могло быть что угодно, хоть выращивание домашних растений – здесь проверялись навыки убеждения и умение почувствовать, что именно нужно начальству. Также, поскольку на этот раз не было четко обрисованных специальностей, участники могли проявить фантазию.

Особое внимание следовало уделить «начальникам» и их «подчиненным» – на этом этапе они выносили решение сообща. В некоторых группах после активного обсуждения решение выносил «начальник», выслушав все предложения. За другими столами решение принималось коллективно. К сожалению, была и такая группа, где «начальник» практически самоустранился, продолжая пассивно наблюдать, и предоставил принятие решения своим сотрудникам.

Но, надо сказать, в целом второй этап у всех прошел практически без сучка без задоринки, все участники к этому времени разогрелись и включились в работу. Порадовало то, что некоторые из тех, кого «не приняли на работу» в первом туре, быстро сориентировались, проанализировали свои выступления и, осознав ошибки, выбрали иной курс действий во втором раунде. Но все же, не всем повезло быть «принятыми на работу». И тут начинается третий этап, ставший неожиданностью для всех. III раунд.

Надо сказать, с точки зрения психологии он был наиболее интересен – я старалась разглядывать лица, пытаясь по ним понять, как люди чувствуют себя в ходе таких резких перемен: в одно мгновение человек, которому отказали в должности два раза подряд, становится самым главным, а тот, кто прежде мог нанимать или увольнять сотрудников, сам становится подчиненным и вынужден бороться за место.

Порадовало то, что большинство из внезапно ставших «директорами» не стали отыгрываться на коллективе за свои прежние неудачи. В то время как некоторые из бывших «начальников» явно испытывали дискомфорт и досаду. Напомню, что главным критерием в принятии на работу в этом раунде была готовность познавать новое и высокая обучаемость. Однако, многие из интервьюеров, пытаясь всеми силами остаться в «библиотеке», забывали об этом и начинали рекламировать свои качества, как в первом раунде, хотя это было не то, что от них требовали.

Надо сказать, почти все «директора» тоже забыли об этом и делали свой последний выбор на основе того, что человек уже знает, а не того, что он может и хочет выучить. Хочется отметить одного из «директоров», который задавал очень правильный вопрос «Чему вы хотите научиться?», чем выяснял у интервьюеров не только их умение усваивать новое, но и желание это самое «новое» усваивать. И также мною был услышан один ответ на этот вопрос, который сразу же буквально перечеркнул «карьеру» одной из девушек: «На данный момент я ничего не хочу узнать, но всегда готова к новым открытиям». Это был в корне неверный ответ! Ведь мы живем и работаем в мире, который продолжает динамично развиваться, и мы обязаны развиваться вместе с ним – мы должны идти в ногу с нашими читателями, что подразумевает собой готовность учиться, а также искреннее желание не только получать знания, но и делиться ими.

Хочется верить, что эта игра была интересным и познавательным опытом для всех, кто в ней участвовал. Что же до меня – мне было интересно наблюдать за молодыми библиотекарями и, надеюсь, все мы в этот день чему-то научились.

Владимирцева Василина